ГлавнаяРеплики2019
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ ЛИФТУ
Традиционно богатство интересовало экономистов больше чем бедность. Это видно хотя бы из названий трудов двух классиков экономической науки: «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита и «Капитал» Карла Маркса. Проблема бедности долгое время оттеснялись на задний план экономических исследований, а научному направлению на Западе, ставившему эту проблему во главу угла, был в свое время присвоен ярлык «радикальная экономическая школа».
Времена изменились, и эта тема оказалась среди первостепенных, в одном ряду с проблемой изменения климата, отмеченной Нобелевской премией в 2018 году. В этот раз премию получили Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер, разработавшие и применившие экспериментальный подход для исследования проблем бедности в слаборазвитых странах. Благодаря их исследованиям были получены практически важные результаты, которые оказали значительное влияние на методологию анализа проблем экономического развития и бедности.
В 2015 г. Нобелевской премией был отмечен вклад Агнуса Дитона в изучение уровня жизни и потребительского поведения в бедных странах. К работам нынешних лауреатов также имеют прямое отношение премии, которые получили Вернон Смит в 2002 г. за разработку и применение лабораторных экспериментов, Оливер Харт и Бенгт Холмтрём в 2016 г. за вклад в теорию контрактов и Ричард Талер в 2017 г. за исследования в области поведенческой экономики.
Проблема бедности
Глобальная бедность имеет ряд причин, связанных с несправедливым международным разделением труда или неразвитостью общественных институтов в отдельных странах. Каковы бы ни были причины, явление глобальной бедности означает, что огромные массы населения планеты живут в нищенском состоянии. Как следствие, для слаборазвитых стран характерен высокий уровень детской смертности и низкий уровень образования для подавляющей части населения.
Решение проблемы бедности может быть нацелено на реформирование сложившихся политико-экономических отношений на глобальном уровне или для каждой страны в отдельности. Другой стратегией является улучшение качества жизни людей в существующих условиях. Такой подход предполагает разработку конкретных действий для решения огромного количества конкретных проблем в бедных странах.
Задача, поставленная нобелевскими лауреатами, заключалась в том, чтобы найти эффективные решения, используя имеющиеся возможности. Банерджи и Дюфло показали в работе 2005 г., что такие возможности в слаборазвитых странах существуют, но используются во многих случаях неэффективно. Для совокупности стран с низкими доходами на душу населения это отражается в большом межстрановом разрыве показателей факторной отдачи. Для богатых стран разрыв гораздо меньше, то есть экономическая отсталость проявляется в значительной мере внутри совокупности бедных стран. Данный факт говорит о том, что в этих странах имеется потенциал развития, который по разным причинам не реализуется.
Это в первую очередь относится к тем сферам, в которых должно происходить накопление человеческого капитала, а именно, образованию и здравоохранению. Чтобы глубже понять содержание реальных проблем в этих сферах, не достаточно анализа данных статистики или соцопросов. Необходимо присутствие исследователя непосредственно на месте, где действуют участники изучаемых процессов. Такой поход позволяет выявить причины неэффективности в конкретных ситуациях и найти пути их устранения. Пионерные исследования в этом направлении были проведены Кремером в Кении во второй половине 1990-х г. и Банерджи и Дюфло в Индии в начале 2000-х г. Разработанный ими экспериментальный подход существенным образом повлиял на методологию анализа экономического развития как научного направления.
Полевые эксперименты
Экспериментальный подход применяется в экономических исследованиях в течение нескольких десятилетий. Лабораторные эксперименты позволяют выявить причинно-следственные связи в поведении людей и сравнивать наблюдения с предсказаниями теории. Однако, в лабораторных экспериментах испытуемые ставятся в искусственные условия, тогда как в реальных ситуациях они могут вести себя совсем по-другому. Иногда в экономических исследованиях используются естественные эксперименты, например, при анализе реального поведения домохозяйств. Однако, возможности таких экспериментов ограничены из-за трудностей организации и влияния неустранимых случайных факторов.
Достоинство полевых экспериментов заключается в возможности выявить причинно-следственные связи в поведении людей в реальных условиях. Эксперимент не имеет смысла проводить для отдельного индивида, поскольку его реакция на какое-либо внешнее воздействие является уникальной и ее не с чем сравнивать. Поэтому при проведении экспериментов создается две группы испытуемых – экспериментальная и контрольная – для которых сопоставляются результаты воздействий. Важно, чтобы эти группы формировались случайным образом для устранения системных ошибок в объяснении причин и следствий.
Заслуга Нобелевских лауреатов 2019 г. в том, что они использовали полевые эксперименты, во-первых, для анализа проблем бедности и, во-вторых, для выявления наиболее эффективных способов решения этих проблем. Их подход к анализу причинно-следственных связей в поведении людей опирался на результаты, полученные ранее в теории контрактов и поведенческой экономике.
Качество образования
В последние два-три десятилетия школьное образование стало более доступным для широких слоев населения слаборазвитых стран. Доля детей, учащихся в школах выросла с 56% в 1995 г. до 80% в 2018 Г. Однако, как показывают оценки результатов обучения, более половины учеников практически не знают пройденный материал, то есть дети присутствуют в школе, а реальных знаний не получают. Иными словами, происходит количественный рост образования при низком уровне качества.
На самом деле проблема неэффективности школьного образования усугубилась как раз из-за массового притока в школу детей из бедных семей. Распространение начального образования в регионах, где раньше оно полностью отсутствовало, дало негативные побочные эффекты. Произошло резкое увеличение дополнительной нагрузки на школы, что привело к переполненности классов из-за нехватки учителей.
Исследования проблем низкого качества школьного образования проводились Кремером в Кении и продолжились Банерджи и Дюфло в Индии. Практическим результатом их экспериментов стало повышение эффективности обучения за счет мер материальной поддержки, организации образовательного процесса, материального стимулирования преподавателей, вовлечения родителей в принятие решений и т. д.
Меры материальной поддержки школ, например, выделение дополнительных учебников или демонстрационных материалов оказывались неэффективными, если они не дополнялись организационно-педагогическими мерами. Такие меры необходимы, в первую очередь для того, чтобы обеспечивалось соответствие учебных программ способностям учеников. Например, исследования Банерджи и Дюфло продемонстрировали возможности коррекционной педагогики для отстающих детей с проблемами развития. Они также обосновали целесообразность системы распределения учащихся по классам в зависимости от способностей детей при условии адаптации учителей к данной системе.
Как показали эксперименты, использование механизмов стимулирования учителей к работе может дать положительные результаты. Например, заключение с ними краткосрочных контрактов оказалось более эффективным инструментом по сравнению с традиционной системой найма на постоянной основе. Это не удивительно, так как заинтересованность учителей в сохранении рабочего места повышает их ответственность за результаты труда. Стимулирование качества работы учителей было необходимо в тех случаях, когда происходило снижение количественной нагрузки на школы благодаря вовлечению дополнительных кадров в сферу образования.
Сфера здравоохранения
Как было сказано, проблема глобальной бедности проявляется в очень высоком уровне детской смертности. Для детей, рожденных в бедных странах, вероятность не дожить до пятилетнего возраста в 15 раз выше чем в богатых. Одной из основных причин этого являются инфекционные заболевания, хотя во многих бедных странах имеются возможности использования дешевых и доступных средств профилактики, включая повсеместную вакцинацию населения. Экспериментальные исследования позволяют дать ответ на вопрос, что этому препятствует и, в частности, в чем причина массовых отказов родителей от вакцинации детей.
Важно учитывать тот факт, что в сфере здравоохранения сильно выражены внешние эффекты из-за процессов распространения заразных заболеваний. Согласно неоклассической теории, профилактика заболеваний – это инвестиции, для которых социальный эффект выше частного. Заботясь о своем здоровье или здоровье своей семьи, индивид вносит вклад в здоровье общества, но вряд ли принимает данный факт во внимание. По этой причине необходима государственная поддержка в сфере здравоохранения, но при этом желательно разработать эффективные механизмы такой поддержки для конкретных случаев.
Одной из острых проблем, которая, помимо прочего, негативно отражается на эффективности школьной системы в бедных странах, является почти поголовная зараженность детей гельминтами. Майкл Кремер и Эдуард Мигель в статье 2004 г. продемонстрировали эффективность программы бесплатного применения противогельминтных препаратов для кенийских школ, расположенных в сельской местности. Данные были получены на основе полевого эксперимента для двух групп школ – экспериментальной и контрольной. Положительный внешний эффект программы, выраженный показателем посещаемости школ, оказался значимым для обеих групп. Данный конкретный случай хорошо иллюстрирует синергию поддержки системы образования и охраны здоровья детей.
Как показали другие эксперименты, проблема не только в недооценке внешних эффектов здравоохранения. Жители бедных стран склонны недооценивать свой собственный выигрыш от вложений в здоровье. Кремер и Мигель в работе 2007 г. представили результаты еще одного эксперимента с применением противогельминтных препаратов в кенийских школах. Для выделенной подгруппы тестируемых школ использовался механизм частичного финансирования со стороны родителей, причем в очень небольшом размере – всего 0.4 доллара. Однако в результате произошло резкое снижение доли участия семей в программе: с 75% при бесплатном доступе до 18%. Такая реакция выявила очень высокую ценовую эластичность, нехарактерную для товаров первой необходимости, к которым принято относить лекарства.
Аналогичный результат был получен Банерджи и Дюфло с коллегами в 2010 г. для сельских местностей Индии. Из-за низкого уровня доступности услуг здравоохранения в этих местностях лишь 2% детей получали полный пакет вакцинации. В эксперименте, организованном с помощью передвижных лабораторий, была обеспечена максимальная доступность вакцинации для жителей. Доля детей, получивших полный пакет выросла до 18%, а использование в виде дополнения небольшого вознаграждения для родителей увеличило эту долю до 31%. Но это означает, что даже при таких условиях 69% жителей все же не захотели вакцинировать своих детей.
Ограниченная рациональность
Недальновидность людей можно объяснять по-разному, например, в случае отказа от вакцинаций – неосведомленностью об их важности. Однако в описанном эксперименте испытуемые получали необходимые разъяснения. Во многих подобных случаях поведение индивидов отклоняется от постулатов рациональности из-за влияния психологических факторов. Экспериментальный метод позволяет выявить такие факторы, опираясь на теоретические конструкции поведенческой экономики.
Дюфло и Кремер с коллегами провели в конце 2000-х г. серию экспериментов с участием мелких фермерах, занятых на полях тропической Африки. Они, как правило, отказывались от применения простейших технических новшеств, таких как внесение удобрений. Проблема заключалась не в недостатке знаний, а в том, что даже незначительные инновации требуют затрат времени. Люди настолько поглощены текущей работой, что предпочитают отложить новшество на следующий сезон, а когда приходит время, ситуация повторяется вновь.
Эксперименты показали, что поведение фермеров можно радикально изменить, оказав незначительную поддержку «здесь и сейчас». При этом одноразовое субсидирование в виде бесплатной доставки удобрений оказалась более эффективным стимулом, чем субсидирование фермеров на постоянной основе.
Значимость подхода
Мы коснулись далеко не всех сфер жизнедеятельности людей, в которых подход нобелевских лауреатов был успешно реализован. Распространение экспериментальных методов представляет собой динамичный процесс, охватывающий новые области и расширяющийся в масштабах применения. Например, программы коррекционной педагогики, апробированные в полевых экспериментах, на данный момент используются в более чем 100 тысячах школ в Индии с участием 5 миллионов детей. Эксперименты, выявившие высокую ценовую эластичность медикаментозных средств для бедных слоев населения, отразились в рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения по бесплатной вакцинации для детей в проблемных регионах. Созданная Банерджи и Дюфло глобальная исследовательская сеть охватывает своими программами более 400 миллионов человек в слаборазвитых странах и продолжает развиваться.
Трофимов Г. Ю
Времена изменились, и эта тема оказалась среди первостепенных, в одном ряду с проблемой изменения климата, отмеченной Нобелевской премией в 2018 году. В этот раз премию получили Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер, разработавшие и применившие экспериментальный подход для исследования проблем бедности в слаборазвитых странах. Благодаря их исследованиям были получены практически важные результаты, которые оказали значительное влияние на методологию анализа проблем экономического развития и бедности.
В 2015 г. Нобелевской премией был отмечен вклад Агнуса Дитона в изучение уровня жизни и потребительского поведения в бедных странах. К работам нынешних лауреатов также имеют прямое отношение премии, которые получили Вернон Смит в 2002 г. за разработку и применение лабораторных экспериментов, Оливер Харт и Бенгт Холмтрём в 2016 г. за вклад в теорию контрактов и Ричард Талер в 2017 г. за исследования в области поведенческой экономики.
Проблема бедности
Глобальная бедность имеет ряд причин, связанных с несправедливым международным разделением труда или неразвитостью общественных институтов в отдельных странах. Каковы бы ни были причины, явление глобальной бедности означает, что огромные массы населения планеты живут в нищенском состоянии. Как следствие, для слаборазвитых стран характерен высокий уровень детской смертности и низкий уровень образования для подавляющей части населения.
Решение проблемы бедности может быть нацелено на реформирование сложившихся политико-экономических отношений на глобальном уровне или для каждой страны в отдельности. Другой стратегией является улучшение качества жизни людей в существующих условиях. Такой подход предполагает разработку конкретных действий для решения огромного количества конкретных проблем в бедных странах.
Задача, поставленная нобелевскими лауреатами, заключалась в том, чтобы найти эффективные решения, используя имеющиеся возможности. Банерджи и Дюфло показали в работе 2005 г., что такие возможности в слаборазвитых странах существуют, но используются во многих случаях неэффективно. Для совокупности стран с низкими доходами на душу населения это отражается в большом межстрановом разрыве показателей факторной отдачи. Для богатых стран разрыв гораздо меньше, то есть экономическая отсталость проявляется в значительной мере внутри совокупности бедных стран. Данный факт говорит о том, что в этих странах имеется потенциал развития, который по разным причинам не реализуется.
Это в первую очередь относится к тем сферам, в которых должно происходить накопление человеческого капитала, а именно, образованию и здравоохранению. Чтобы глубже понять содержание реальных проблем в этих сферах, не достаточно анализа данных статистики или соцопросов. Необходимо присутствие исследователя непосредственно на месте, где действуют участники изучаемых процессов. Такой поход позволяет выявить причины неэффективности в конкретных ситуациях и найти пути их устранения. Пионерные исследования в этом направлении были проведены Кремером в Кении во второй половине 1990-х г. и Банерджи и Дюфло в Индии в начале 2000-х г. Разработанный ими экспериментальный подход существенным образом повлиял на методологию анализа экономического развития как научного направления.
Полевые эксперименты
Экспериментальный подход применяется в экономических исследованиях в течение нескольких десятилетий. Лабораторные эксперименты позволяют выявить причинно-следственные связи в поведении людей и сравнивать наблюдения с предсказаниями теории. Однако, в лабораторных экспериментах испытуемые ставятся в искусственные условия, тогда как в реальных ситуациях они могут вести себя совсем по-другому. Иногда в экономических исследованиях используются естественные эксперименты, например, при анализе реального поведения домохозяйств. Однако, возможности таких экспериментов ограничены из-за трудностей организации и влияния неустранимых случайных факторов.
Достоинство полевых экспериментов заключается в возможности выявить причинно-следственные связи в поведении людей в реальных условиях. Эксперимент не имеет смысла проводить для отдельного индивида, поскольку его реакция на какое-либо внешнее воздействие является уникальной и ее не с чем сравнивать. Поэтому при проведении экспериментов создается две группы испытуемых – экспериментальная и контрольная – для которых сопоставляются результаты воздействий. Важно, чтобы эти группы формировались случайным образом для устранения системных ошибок в объяснении причин и следствий.
Заслуга Нобелевских лауреатов 2019 г. в том, что они использовали полевые эксперименты, во-первых, для анализа проблем бедности и, во-вторых, для выявления наиболее эффективных способов решения этих проблем. Их подход к анализу причинно-следственных связей в поведении людей опирался на результаты, полученные ранее в теории контрактов и поведенческой экономике.
Качество образования
В последние два-три десятилетия школьное образование стало более доступным для широких слоев населения слаборазвитых стран. Доля детей, учащихся в школах выросла с 56% в 1995 г. до 80% в 2018 Г. Однако, как показывают оценки результатов обучения, более половины учеников практически не знают пройденный материал, то есть дети присутствуют в школе, а реальных знаний не получают. Иными словами, происходит количественный рост образования при низком уровне качества.
На самом деле проблема неэффективности школьного образования усугубилась как раз из-за массового притока в школу детей из бедных семей. Распространение начального образования в регионах, где раньше оно полностью отсутствовало, дало негативные побочные эффекты. Произошло резкое увеличение дополнительной нагрузки на школы, что привело к переполненности классов из-за нехватки учителей.
Исследования проблем низкого качества школьного образования проводились Кремером в Кении и продолжились Банерджи и Дюфло в Индии. Практическим результатом их экспериментов стало повышение эффективности обучения за счет мер материальной поддержки, организации образовательного процесса, материального стимулирования преподавателей, вовлечения родителей в принятие решений и т. д.
Меры материальной поддержки школ, например, выделение дополнительных учебников или демонстрационных материалов оказывались неэффективными, если они не дополнялись организационно-педагогическими мерами. Такие меры необходимы, в первую очередь для того, чтобы обеспечивалось соответствие учебных программ способностям учеников. Например, исследования Банерджи и Дюфло продемонстрировали возможности коррекционной педагогики для отстающих детей с проблемами развития. Они также обосновали целесообразность системы распределения учащихся по классам в зависимости от способностей детей при условии адаптации учителей к данной системе.
Как показали эксперименты, использование механизмов стимулирования учителей к работе может дать положительные результаты. Например, заключение с ними краткосрочных контрактов оказалось более эффективным инструментом по сравнению с традиционной системой найма на постоянной основе. Это не удивительно, так как заинтересованность учителей в сохранении рабочего места повышает их ответственность за результаты труда. Стимулирование качества работы учителей было необходимо в тех случаях, когда происходило снижение количественной нагрузки на школы благодаря вовлечению дополнительных кадров в сферу образования.
Сфера здравоохранения
Как было сказано, проблема глобальной бедности проявляется в очень высоком уровне детской смертности. Для детей, рожденных в бедных странах, вероятность не дожить до пятилетнего возраста в 15 раз выше чем в богатых. Одной из основных причин этого являются инфекционные заболевания, хотя во многих бедных странах имеются возможности использования дешевых и доступных средств профилактики, включая повсеместную вакцинацию населения. Экспериментальные исследования позволяют дать ответ на вопрос, что этому препятствует и, в частности, в чем причина массовых отказов родителей от вакцинации детей.
Важно учитывать тот факт, что в сфере здравоохранения сильно выражены внешние эффекты из-за процессов распространения заразных заболеваний. Согласно неоклассической теории, профилактика заболеваний – это инвестиции, для которых социальный эффект выше частного. Заботясь о своем здоровье или здоровье своей семьи, индивид вносит вклад в здоровье общества, но вряд ли принимает данный факт во внимание. По этой причине необходима государственная поддержка в сфере здравоохранения, но при этом желательно разработать эффективные механизмы такой поддержки для конкретных случаев.
Одной из острых проблем, которая, помимо прочего, негативно отражается на эффективности школьной системы в бедных странах, является почти поголовная зараженность детей гельминтами. Майкл Кремер и Эдуард Мигель в статье 2004 г. продемонстрировали эффективность программы бесплатного применения противогельминтных препаратов для кенийских школ, расположенных в сельской местности. Данные были получены на основе полевого эксперимента для двух групп школ – экспериментальной и контрольной. Положительный внешний эффект программы, выраженный показателем посещаемости школ, оказался значимым для обеих групп. Данный конкретный случай хорошо иллюстрирует синергию поддержки системы образования и охраны здоровья детей.
Как показали другие эксперименты, проблема не только в недооценке внешних эффектов здравоохранения. Жители бедных стран склонны недооценивать свой собственный выигрыш от вложений в здоровье. Кремер и Мигель в работе 2007 г. представили результаты еще одного эксперимента с применением противогельминтных препаратов в кенийских школах. Для выделенной подгруппы тестируемых школ использовался механизм частичного финансирования со стороны родителей, причем в очень небольшом размере – всего 0.4 доллара. Однако в результате произошло резкое снижение доли участия семей в программе: с 75% при бесплатном доступе до 18%. Такая реакция выявила очень высокую ценовую эластичность, нехарактерную для товаров первой необходимости, к которым принято относить лекарства.
Аналогичный результат был получен Банерджи и Дюфло с коллегами в 2010 г. для сельских местностей Индии. Из-за низкого уровня доступности услуг здравоохранения в этих местностях лишь 2% детей получали полный пакет вакцинации. В эксперименте, организованном с помощью передвижных лабораторий, была обеспечена максимальная доступность вакцинации для жителей. Доля детей, получивших полный пакет выросла до 18%, а использование в виде дополнения небольшого вознаграждения для родителей увеличило эту долю до 31%. Но это означает, что даже при таких условиях 69% жителей все же не захотели вакцинировать своих детей.
Ограниченная рациональность
Недальновидность людей можно объяснять по-разному, например, в случае отказа от вакцинаций – неосведомленностью об их важности. Однако в описанном эксперименте испытуемые получали необходимые разъяснения. Во многих подобных случаях поведение индивидов отклоняется от постулатов рациональности из-за влияния психологических факторов. Экспериментальный метод позволяет выявить такие факторы, опираясь на теоретические конструкции поведенческой экономики.
Дюфло и Кремер с коллегами провели в конце 2000-х г. серию экспериментов с участием мелких фермерах, занятых на полях тропической Африки. Они, как правило, отказывались от применения простейших технических новшеств, таких как внесение удобрений. Проблема заключалась не в недостатке знаний, а в том, что даже незначительные инновации требуют затрат времени. Люди настолько поглощены текущей работой, что предпочитают отложить новшество на следующий сезон, а когда приходит время, ситуация повторяется вновь.
Эксперименты показали, что поведение фермеров можно радикально изменить, оказав незначительную поддержку «здесь и сейчас». При этом одноразовое субсидирование в виде бесплатной доставки удобрений оказалась более эффективным стимулом, чем субсидирование фермеров на постоянной основе.
Значимость подхода
Мы коснулись далеко не всех сфер жизнедеятельности людей, в которых подход нобелевских лауреатов был успешно реализован. Распространение экспериментальных методов представляет собой динамичный процесс, охватывающий новые области и расширяющийся в масштабах применения. Например, программы коррекционной педагогики, апробированные в полевых экспериментах, на данный момент используются в более чем 100 тысячах школ в Индии с участием 5 миллионов детей. Эксперименты, выявившие высокую ценовую эластичность медикаментозных средств для бедных слоев населения, отразились в рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения по бесплатной вакцинации для детей в проблемных регионах. Созданная Банерджи и Дюфло глобальная исследовательская сеть охватывает своими программами более 400 миллионов человек в слаборазвитых странах и продолжает развиваться.
Трофимов Г. Ю
Новости
-
“Natural Resource Pricing and Rents. An Economic Analysis”
В издательстве Springer (Швейцария) вышла книга Вавилова А.П. в соавторстве с Трофимовым Г.Ю.“Natural Reso...
-
Мираж величия
Статья Трофимова Г. Ю. "Мираж величия" опубликована в журнале "Эксперт" №9 (1196)...
-
Для радикального перехода к цифровому рублю все готово
Статья Вавилова А.П. в газете "Ведомости" от 9 января 2021 года
-
Бычьи повадки золотого тельца
В журнале "Эксперт" №35 (1173) от 24 августа 2020 года опубликована статья Георгия Трофимова, главного...
-
«Нефтяной картель делает рынок»
В журнале «Эксперт» №4 (1148) от 20 января 2020 года опубликована статья главного экономиста ИФИ Трофимова Г.Ю. ...
-
Статья Вавилова А.П. и Трофимова Г.Ю. "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ"
В академическом журнале «Экономика и Математические Методы» опубликована статья научного руководителя Института финансов...
Аналитика
-
Инфляция в США и политика ФРС
Специализированные обзоры \ pdf, 768.99 Кб
-
Климатические цели и экономические интересы
Специализированные обзоры \ pdf, 627.5 Кб
-
Обеспечение экономической эффективности и надежности энергосистем на основе сверхпроводящих технологий
Энергетическая безопасность \ pdf, 757.15 Кб