ГлавнаяРеплики2022
Нетрадиционное отношение МВФ к Аргентине
НЕТРАДИЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕ МВФ К АРГЕНТИНЕ
Трофимов Г. Ю.
В конце января 2022 г. произошло событие, почти не привлекшее внимания мировых СМИ, но имеющее большое значение для глобальной экономики. 28 января было заключено соглашение между правительством Аргентины и Международным Валютным Фондом (МВФ), в котором предусматривалась реструктуризация долга страны перед фондом в объеме 44,5 млрд долл. Переговоры шли в напряженном режиме почти два года, но в конечном итоге позволили избежать кризис суверенного долга Аргентины и обеспечить снижение долговой нагрузки на экономику этой страны.
Соглашение было достигнуто очень вовремя: платеж по обязательствам перед МВФ в размере 700 млн долл. должен был быть осуществлен 28 января, как раз в день заключения соглашения. Если бы стороны не договорились, то суверенный дефолт мог бы быть уже объявлен, либо стал вопросом ближайших месяцев или даже недель. Дело в том, что на текущий год приходится пик выплат по обслуживанию госдолга в размере 19 млрд долл. (5,6 % ВВП страны в долларовом выражении), а такими средствами бюджет Аргентины не располагает.
Проблемы в аргентинской экономике накапливались с начала прошлого десятилетия, а после 2015 г. она оказалась в затяжной рецессии. За эти годы положительный рост ВВП был зафиксирован лишь в 2017 г., причем спад экономики сопровождался увеличением двойного дефицита – бюджета и текущего счета платежного баланса (это видно на графиках 1 и 2). Кризис проявлялся в усилении долговой нагрузки, высокой инфляции, значительной долларизации экономики и снижении доли экспорта в ВВП. Долговая нагрузка росла из-за преобладания долларовых финансовых обязательств и десятикратного падения в 2010-18 г. курса национальной валюты. В 2018 г. в Аргентине разразился острый валютный кризис с девальвацией песо на треть.
Чтобы найти выход из рецессии и затяжного валютно-финансового кризиса, МВФ в том же году утвердил программу кредитования, самую масштабную в истории этой международной организации. Была выделена кредитная линия на 57 млрд долл. для оздоровления финансовой системы страны и поддержки трехлетней программы экономического развития в 2019-21 г. Сумма кредита более чем в 12 раз превысила членскую квоту Аргентины в МВФ. Необычайная щедрость фонда объясняется политическими мотивами: в тот период президентом Аргентины был Маурисио Макри, проводивший правоцентристскую политику и пользовавшийся поддержкой Дональда Трампа. А в том, что касается политических мотивов, инстанцией высшего порядка для МВФ является администрация США.
Как обычно, условием предоставления кредита стали жесткие бюджетные меры, согласующиеся с традиционной для МВФ логикой: усиление финансовой дисциплины государства должно повышать доверие внешних инвесторов, которое обеспечивает приток капиталов в страну, что компенсирует снижение госрасходов и дает импульс росту. В течение двух лет 2018-19 предполагалось сократить дефицит бюджета на 4,4% ВВП. МВФ рассчитывал, что принятые меры дадут положительный эффект уже в 2018 г., но они лишь усугубили кризис, загнав экономику в рецессию.
Чтобы выправить положение, в 2018-19 г. в ускоренном режиме была предоставлена значительная часть кредитной линии – 44,5 млрд долл. из выделенных 57 млрд. Это делалось опять же по политическим соображениям – ради поддержки правоцентристского правительства Макри перед президентскими выборами. Для рефинансирования госдолга Аргентина также пыталась использовать рыночные заимствования, но из-за повышения премии за риск происходило увеличение стоимости обслуживания долга и сокращение среднего срока до погашения облигаций. В результате возник порочный круг долговой ловушки, грозившей полномасштабным финансовым кризисом сродни аргентинской экономической катастрофе 2000-01 г.
Провал жесткой финансовой политики под руководством МВФ привел к резкому ухудшению положения населения, что выразилось в увеличении уровня бедности на 50%. По этой причине на состоявшихся в октябре 2019 г. президентских выборах победу одержал Альберто Фернандес с левоцентристской программой поддержки реального сектора экономики и решения социальных вопросов, включая повышение уровня оплаты труда. Неудивительно, что эта победа вызвала негативную реакцию международных финансовых рынков и снижение суверенных рейтингов Аргентины. Новое правительство унаследовало бремя нерешенных проблем и взяло на себя выполнение всех финансовых обязательств, оставленных предшественниками. При этом положение в экономике усугубилось из-за пандемии, приведшей к падению ВВП на 9.9% в 2020 г.
Однако благодаря начавшимся переговорам по реструктуризации долга в 2021 г. открылась возможность для сильного восстановительного роста. Согласно предварительной оценке аргентинского министра экономики Мартина Гузмана, ВВП вырос в прошлом году на 10%, компенсировав падение экономики из-за пандемии, хотя инфляция составила 51%, а бюджетный дефицит – 3,3% ВВП. Но при этом реальные инвестиции увеличились на 35%, было создано 1,7 млн рабочих мест и достигнут положительный торговый баланс. Аргентине помог рост цен на сельхозпродукцию, являющуюся её основной экспортной статьей.
В такой ситуации главной задачей аргентинского правительства на переговорах с МВФ было сделать все возможное, чтобы не был подавлен начавшийся рост. И МВФ пошел на уступки, согласившись на реструктуризацию госдолга без требований фискального ужесточения. В данном случае фонд отошел от своих традиционных рецептов проведения жесткой налогово-бюджетной политики. На самом деле логика подобных рецептов, упомянутая выше, давно уже не соответствует реальным процессам. Это нагляднее всего продемонстрировал печальный опыт Греции, которая была вынуждена применять жесткие меры фискальной политики после долгового кризиса 2010 г. с деструктивными последствиями для собственной экономки.
В случае аргентинского кризиса МВФ критически оценил задним числом свои просчеты, заложенные в кредитном соглашении 2018 г. Это следует из доклада фонда, опубликованного в декабре 2021 г., в котором было признано, что использование жесткой проциклической финансовой политики в условиях спада было обречен на провал, поскольку привело к потере доверия и оттоку капитала и ухудшило возможности экономического роста.
Решение же МВФ поддержать нынешний экономический подъем Аргентины означает одобрение стимулирующей контрциклической политики государства – реципиента внешней финансовой помощи и признание за развивающейся экономикой права на официальную внешнюю поддержку такой политики. В ситуации, когда крупнейшие развитые страны устроили эмиссионное пиршество на многие триллионы долларов, несколько десятков миллиардов для спасения развивающейся экономики среднего размера – это всего лишь крохи с барского стола.
На решение МВФ повлиял не только пересмотр этой организацией некоторых своих принципов, отраженный в декабрьском докладе, но и, по всей видимости, одобрение со стороны руководства США – главного спонсора фонда. Левоцентристские силы, находящиеся у власти в Аргентине, идеологически близки к демпартии, особенно к её левому крылу. Не менее важно, что несостоявшийся аргентинский суверенный дефолт мог бы стать триггером глобального кризиса. В условиях колоссальной долговой нагрузки на мировую экономику мог бы реализоваться сценарий, едва не поразивший Европу в 2010 г. из-за неплатежеспособности Греции. Решение МВФ пойти навстречу Аргентине предотвратило подобный сценарий, по крайней мере на некоторое время.
Новости
-
“Natural Resource Pricing and Rents. An Economic Analysis”
В издательстве Springer (Швейцария) вышла книга Вавилова А.П. в соавторстве с Трофимовым Г.Ю.“Natural Reso...
-
Мираж величия
Статья Трофимова Г. Ю. "Мираж величия" опубликована в журнале "Эксперт" №9 (1196)...
-
Для радикального перехода к цифровому рублю все готово
Статья Вавилова А.П. в газете "Ведомости" от 9 января 2021 года
-
Бычьи повадки золотого тельца
В журнале "Эксперт" №35 (1173) от 24 августа 2020 года опубликована статья Георгия Трофимова, главного...
-
«Нефтяной картель делает рынок»
В журнале «Эксперт» №4 (1148) от 20 января 2020 года опубликована статья главного экономиста ИФИ Трофимова Г.Ю. ...
-
Статья Вавилова А.П. и Трофимова Г.Ю. "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ"
В академическом журнале «Экономика и Математические Методы» опубликована статья научного руководителя Института финансов...
Аналитика
-
Инфляция в США и политика ФРС
Специализированные обзоры \ pdf, 768.99 Кб
-
Климатические цели и экономические интересы
Специализированные обзоры \ pdf, 627.5 Кб
-
Обеспечение экономической эффективности и надежности энергосистем на основе сверхпроводящих технологий
Энергетическая безопасность \ pdf, 757.15 Кб