ГлавнаяРеплики2022
АДАПТАЦИЯ НЕФТЯНОЙ ЛОГИСТИКИ
АДАПТАЦИЯ НЕФТЯНОЙ ЛОГИСТИКИ
Трофимов Г. Ю.
К середине мая 2022 г. руководство Евросоюза наконец-таки собирается принять решение о введении эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов в рамках шестого пакета антироссийских санкций. Пятый пакет, принятый ЕС в начале апреля, включал эмбарго на импорт российского угля, которое должно вступить в силу в августе текущего года. Основная задача шестого пакета заключается в том, чтобы к концу года полностью закрыть или хотя бы существенно сократить импорт российской нефти в Европу. Тогда, по замыслу европейских политиков, российское государство будет лишено важнейшего источника доходов, обеспечивающего 22% налоговых поступлений федерального бюджета РФ. Поставленная задача является амбициозной, но трудновыполнимой, так как поставки из России покрывают 27% европейского нефтяного импорта, и введение эмбарго противоречит интересам очень многих хозяйствующих субъектов в Европе. Санкции против российской нефти уже приняли США, Британия, Австралия и Канада, гораздо меньше чем континентальная Европа зависящие от поставок из России. Кроме того, о прекращении торговых сделок с Россией заявили многие западные участники нефтяного рынка. Это – торговые, страховые и нефтеперерабатывающие компании, а также коммерческие банки, не желающие оказаться в черных списках «поддерживающих Путина» и попасть в дальнейшем под вторичные санкции. Какие-то участники действительно отказались от проведения сделок с российскими контрагентами, но многие продолжают работать, не афишируя свою деятельность.
Экономические интересы участников рынка в значительной мере обеспечивают адаптацию поставок российских энергоносителей за рубеж в условиях санкций. Импорт нефти и угля упал в марте, но со середины апреля начал увеличиваться. Это подтверждает доклад о поставках энергоресурсов из России за первые два месяца спецоперации на Украине, опубликованный в конце апреля финским Центром исследования энергии и чистого воздуха CREA (Centre for Research on Energy and Clean Air). В докладе содержатся данные о морских перевозках российских энергоресурсов, представленные на графике 1. Значительное снижение отгрузки нефти и угля происходило с начала марта, но в первой половине апреля тенденция переломилась, и начался рост поставок, хотя новые логистические направления пока лишь частично покрывают сокращение продаж. Тем не менее, российским компаниям удалось разблокировать объемы, не отправленные в марте в порты назначения из-за санкционных мер. На графике 2 показаны данные CREA об этих объемах, достигших пика к концу марта и снизившихся к концу апреля практически до нуля.
График 1: Отгрузка энергоресурсов из России
Источник: CREA
График 2: Объемы временно неотправленных энергоресурсов из России
Источник: CREA
По данным CREA, физические поставки нефти в Европу упали за два месяца спецоперации на 20%, а угля – на 40%. При этом экспортная выручка России от продажи энергоносителей достигла за этот период 63 млрд евро, из которых 71% или 44 млрд евро пришлось на импорт странами Евросоюза. Для сравнения: за весь 2021 г. стоимость российского экспорта углеводородных ресурсов составила 140 млрд евро или в среднем 12 млрд евро в месяц. Таким образом, несмотря на физическое сокращение поставок нефти и угля, за первые два месяца спецоперации экспортная выручка почти удвоилась благодаря росту цен на энергоносители, спровоцированному санкциями.
Получается, что Россия была вынуждена продавать Европе на 20-40% меньше энергоресурсов в физическом выражении, но получила в два раза больше экспортных доходов. Такова специфика рынков энергоресурсов, для которых краткосрочная эластичность спроса по цене близка к нулю. Даже не очень значительный дефицит предложения может вызвать стремительный взлёт цен, усиливаемый спекулятивной биржевой игрой на повышение.
На увеличение суммарной экспортной выручки России в марте-апреле повлияло наращивание предложения российского природного газа. Дополнительные поставки в Европу Газпромом и Новатеком частично компенсировали снижение потребления российского угля и частично покрыли ажиотажный спрос на газ, спровоцированный санкционной политикой. Экспорт российского трубопроводного газа в Европу вырос в реальном выражении на 10% за счет объемов, предусмотренных газовыми контрактами, а также дополнительных поставок на спотовые рынки. Кроме того, на 20% увеличился европейский импорт российского сжиженного природного газа (СПГ).
В докладе CREA приводятся данные по европейским странам, импортирующим российские энергоресурсы. Наибольшие объемы поставок нефти приходятся на четыре страны: Нидерланды, Германию, Францию и … Польшу, вставшую в авангард борьбы Европы с российским газом, но не отказавшуюся от импорта российской нефти. Порт Гданьска занимает третье место среди портов Европы по приему танкерной нефти и нефтепродуктов из России после Роттердама и Триеста. Следует отметить, что в рамках пятого санкционного пакета Евросоюза предполагалось закрыть все морские и речные порты для судов, зарегистрированных под российским флагом. Первыми о закрытии своих портов заявили Болгария, Бельгия, Италия, Румыния, Литва и Эстония. Ранее аналогичные запреты ввели Британия и Канада. Однако, во-первых, на морские суда с российским флагом приходится лишь несколько процентов международных грузоперевозок России, а для судов под флагом третьих стран вход в европейские порты формально не закрыт. Во-вторых, европейские правила по применению санкций предусматривают исключения для судов, перевозящих нефть и нефтепродукты, газ, уголь, металлы, сельхозпродукцию, ядерное топливо и т. д. Иначе говоря, объявленное закрытие портов не распространяется на ключевые товары российского экспорта.
Не менее важно, что контроль за выполнением санкций на практике работает неэффективно. В торговле российской нефтью и нефтепродуктами уже начали использоваться схемы с танкерами, следующими к «неизвестным пунктам назначения», апробированные ранее в сделках с санкционной нефтью из Ирана и Венесуэлы. Судно компании-продавца, часто с выключенном транспондером, перекачивает российскую нефть в открытом море на судно покупателя, где она смешивается с нефтью иного происхождения в пропорции 49,9% к 51,1% и становится продуктом другой страны, например, Латвии или Казахстана. С применением более технологичных своповых схем российская нефть может менять собственника без перемещения на другое судно. В любом случае она продается с дисконтом, достаточно выгодным для европейских трейдеров, чтобы участвовать в подобных сделках. Для некоторых западных компаний оправданием служит то обстоятельство, что они должны выполнять принятые ранее контрактные обязательства по покупке российской нефти. По оценке исследовательской компании Rystad Energy, объемы поставок с «неизвестным пунктом назначения» достигали в апреле 1,5 млн баррелей в день или около 40% от среднесуточного экспорта российской нефти, нефтепродуктов и дизтоплива в Европу в 2021 г.
Увеличение российского экспорта нефти, угля и СПГ, начавшееся в апреле, происходит также за счет освоения новых направлений торговли. В качестве промежуточных пунктов для российских танкеров и грузовых судов стали чаще обозначаться Босфор и Гибралтар. Это косвенно свидетельствует, что поиск новых рынков сбыта происходит в южном и юго-восточном направлениях, включая маршруты через Суэцкий канал. По данным CREA, поставки нефти в неевропейские страны, в первую очередь, Индию и Египет, выросли за время спецоперации на 20%, угля – на 30%, а СПГ – на 80%.
Таким образом, адаптация логистических потоков российских энергоресурсов дополняется трансформацией структуры торговых связей. Индия, являющаяся третьим в мире импортером и потребителем нефти, может стать для России перспективным рынком сбыта. Российская нефть пока продается в Индии со скидкой до 30%, что приносит сторонам обоюдный выигрыш. Россия обходит санкции, реализуя нефть по приемлемой цене 70-80 долл. за баррель, а Индия получает огромную скидку и диверсифицирует источники поставок энергоносителей.
Поэтому продажи российской нефти в Индию выросли с 44 тыс. баррелей в сутки в 2021 г. до 360 тыс. в марте 2022 г. и 700 тыс. в апреле. Поставки из России уже обеспечивают 17% индийского импорта нефти и будут расширяться, способствуя дальнейшему развитию двусторонних торговых связей на основе национальных валют. Имея значительные мощности нефтепереработки, Индия экспортирует в Европу дизтопливо, которое теперь будет частично производиться из российской нефти, от которой сама Европа собирается отказаться.
В той мере, в какой вводимые санкционные запреты противоречат экономическим интересам продавцов и покупателей энергоресурсов, будут реализовываться хорошо налаженные полулегальные схемы, позволяющие эти запреты обойти. Однако подобные схемы можно будет использовать лишь до тех пор, пока Европа не осуществит замещение российских энергоносителей. Это вполне оправдывает действия российских экспортеров по развитию неевропейских направлений, позволяющие заранее диверсифицировать маршруты поставок и заместить западные рынки сбыта.
12 мая 2022 г.
Новости
-
“Natural Resource Pricing and Rents. An Economic Analysis”
В издательстве Springer (Швейцария) вышла книга Вавилова А.П. в соавторстве с Трофимовым Г.Ю.“Natural Reso...
-
Мираж величия
Статья Трофимова Г. Ю. "Мираж величия" опубликована в журнале "Эксперт" №9 (1196)...
-
Для радикального перехода к цифровому рублю все готово
Статья Вавилова А.П. в газете "Ведомости" от 9 января 2021 года
-
Бычьи повадки золотого тельца
В журнале "Эксперт" №35 (1173) от 24 августа 2020 года опубликована статья Георгия Трофимова, главного...
-
«Нефтяной картель делает рынок»
В журнале «Эксперт» №4 (1148) от 20 января 2020 года опубликована статья главного экономиста ИФИ Трофимова Г.Ю. ...
-
Статья Вавилова А.П. и Трофимова Г.Ю. "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ"
В академическом журнале «Экономика и Математические Методы» опубликована статья научного руководителя Института финансов...
Аналитика
-
Инфляция в США и политика ФРС
Специализированные обзоры \ pdf, 768.99 Кб
-
Климатические цели и экономические интересы
Специализированные обзоры \ pdf, 627.5 Кб
-
Обеспечение экономической эффективности и надежности энергосистем на основе сверхпроводящих технологий
Энергетическая безопасность \ pdf, 757.15 Кб