ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ! Объявлена кандидатура на пост руководителя Федеральной Резервной Системы
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ! Объявлена кандидатура на пост руководителя Федеральной Резервной Системы
Объявлена кандидатура на пост руководителя Федеральной Резервной Системы
В двадцатых числах октября Джордж Буш назвал кандидата на пост главы ФРС США. Из трех наиболее подходящих вариантов - Мартин Фельдстайн (профессор Гарварда, директор NBER), Глен Хаббард (Декан Школы Бизнеса Колумбии, обозреватель Business Week), Бен Бернанке (глава советников Президента США) - выбор пал на последний. Скорее всего, кандидатура Б.Бернанке будет поддержана Конгрессом, и он займет пост главного банкира Америки с 1 февраля следующего года.
Бернанке является одним из ведущих современных макроэкономистов ново-кейнсианского направления. Его сравнительное преимущество в качестве руководителя ФРС заключаются в сочетании академического авторитета с опытом практической работы. Оставив в 2002 г. место декана экономического факультета Принстонского университета, он был три года членом правления ФРС, а летом текущего года занял пост главы президентской команды советников.
С политической точки зрения важна поддержка Б. Бернанке экономической политики Дж. Буша, проводившейся с начала его первого срока. Принадлежность республиканской команде не означает приоритета узкопартийных интересов и задач. Поддержка экономического курса Буша-младшего согласуется с приверженностью собственным принципам и научным взглядам. Многие из академических коллег Бернанке узнали о его партийной принадлежности лишь после назначения на руководящие посты. При всех этих несомненных достоинствах кандидатура Бена Бернанке в качестве главы ФРС не лишена некоторых (не очень значительных) недостатков, которых мы коснемся ниже.
Академические интересы
В исследовательских изысканиях Б. Бернанке делает акцент на реальных эффектах денежно-кредитной политики, связанных с несовершенствами финансовой (прежде всего банковской) системы. Она служит проводником денежно-кредитной политики центрального банка и может существенно усиливать ее воздействие на реальный сектор экономики. Несовершенства данной системы обусловлены, прежде всего, информационной асимметрией и сопряженными издержками получения информации о заемщиках, например, рыночной стоимости его активов, служащих залогом. Эти механизмы приводят в действие так называемые балансовые эффекты, обуславливающими связь между качеством активов заемщика и инвестиционными решениями. Бернанке и его соавторы ввели понятие финансового акселератора, аналогичного кейнсианскому акселератору реальных инвестиций. Например, рост цен акций влияет на инвестиции не только напрямую, в связи с увеличением q - Тобина (относительной цены нового капитала), но и косвенно, благодаря удорожанию чистых активов заемщика, владеющего акциями. Косвенный эффект имеет очень большое значение: увеличение стоимости залога снижает относительные издержки кредитования и существенно увеличивает инвестиции в производство. Теоретические результаты использовались Бернанке и его коллегами для обоснования некоторых важных рекомендаций по денежно-кредитной политике (об этом ниже). Он также уделял много внимания анализу причин и факторов Великой депрессии. Дискуссии о ее механизмах продолжаются до сих пор (и сохраняют свою актуальность), и Бернанке смог внести в них "свежую струю", опираясь на свои теоретические взгляды о несовершенствах финансовой и монетарной системы.
Преемственность политики
По многим ключевым аспектам, политика ФРС будет такой же, как и при Гринспене. Сохранится приверженность главной задаче этого органа - поддержанию стабильного уровня цен. При этом Бернанке не отвергает по существу неформальный и гибкий подход Алена Гринспена к реализации денежно-кредитной политики, названный им "управлением рисками". Не вызывает сомнений, что Бернанке будет также эффективно использовать мощную аналитическую базу, созданную в рамках ФРС в период Гринспена. Тем не менее, у Бернанке, как у видного теоретика монетарной политики, уже давно накопились собственные идеи по ее совершенствованию. За три года практической работы его взгляды несколько адаптировались к существующим политическим условиям, однако вряд ли он полностью откажется от попыток их реализации.
Целевое задание инфляции
Широко обсуждаемая главная инновация Б. Бернанке в денежно-кредитной сфере - переход к системе целевого задания инфляции (inflation targeting). Ее введение он поддерживал в теоретических работах и публичных выступлениях уже будучи на руководящих постах ФРС и в администрации Президента США. Главный аргумент - обеспечение доверия к монетарной политике, преодоление инфляционного "сдвига" в ожиданиях. Эта проблема характерна для любого центрального банка, имеющего возможность влиять на уровень экономической активности и занятость через расширение денежного предложения. Целевое задание инфляции служит одновременно номинальным якорем и количественным критерием ответственности монетарной власти за результаты деятельности. При этом основным инструментом остается учетная ставка процента, над которой монетарная власть сохраняет полный контроль. Эта система была впервые введена Резервным банком Новой Зеландии в 1990 г., а затем - центробанками Канады, Великобритании, ряда стран Латинской Америки и Европейским центральным банком.
Бернанке признает, что в США данная система в большой степени уже существует де-факто, благодаря усилиям его предшественников - П. Волкера и особенно А. Гринспена. Во-первых, проблема антиинфляционной репутации ФРС ими уже решена. Во-вторых, ФРС использует неявное задание инфляции, публикуя среднесрочный прогноз роста цен. При всем этом, А. Гринспен последовательно и бескомпромиссно боролся за стабильность цен без использования явного целевого уровня. По этой причине многие американские экономисты считают, что у ФРС нет особой надобности в дополнительном номинальном якоре. Однако, по мнению Бернанке, одной только антиинфляционной репутации недостаточно для краткосрочной стабилизации уровня цен. Текущие инфляционные ожидания рынка пока еще остаются слишком чувствительными и волатильными, что отражается на колебаниях котировок американских ценных бумаг.
Для стабилизации инфляционных ожиданий Бернанке предлагает устанавливать не годовые, а среднесрочные задания по инфляции. При этом среднесрочные темпы индекса базовых (за вычетом цен на энергию и продукты питания) потребительских цен должен задаваться в интервале 1-2% годовых. Установление таких целевых показателей должно стабилизировать текущие ожидания рынка и дать ФРС возможность сосредоточиться на решении краткосрочных стабилизационных задач.
Степень прозрачности ФРС
Система целевого задания инфляции предполагает увеличение прозрачности ФРС В отличие от Гриспена, Бернанке сторонник более формализованного подхода в игре монетарной власти с финансовым рынком. Для большей прозрачности ФРС должна чаще публиковать прогнозы экономической динамики и удлинить горизонт прогнозирования инфляции. При отклонениях фактической базовой инфляции от контрольного интервала как вверх, так и вниз необходимо давать объяснения причин и предлагать конкретные меры по их устранению.
При этом, по мнению Бернанке, прозрачность должна быть разумной. Главное, чтобы рынкам был дан правильный сигнал о будущей политике ФРС и будущем состоянии экономики. Избыток информации может оказать негативное воздействие на настроения игроков, а также ухудшить процесс принятия решений в рамках самой ФРС. Бернанке считает, что нет необходимости выносить на широкое публичное обсуждение вопросы политики на стадии их разработки, а также излишне детализировать и объяснять мотивы принятия тех или иных решений.
Более формализованная прозрачность политики ФРС должна отразиться и на стиле общения ее нового руководителя с внешним миром. Скорее всего, Бернанке откажется от роли мирового экономического гуру, которую выполнял последние 10 лет Гринспени. К его намекам были вынуждены прислушиваться мировые финансовые рынки, причем чаще всего небезосновательно. Бернанке не сможет автоматически унаследовать такой неформальный статус. На первых порах он должен будет сконцентрироваться на монетарной сфере и вряд ли следует ждать от него заявлений о фискальной политике США и другим "непрофильным" вопросам экономической жизни.
Политические ограничения
При всех достоинствах целевого задания инфляции маловероятно, что ФРС в ближайшие год-два перейдет к этой политике. Во-первых, некоторые ее руководители высказывались против подобной новации, аргументируя потерей свободы маневра. Во-вторых, новому шефу ФРС нужно будет еще создавать собственную репутацию антиинфляционного центрального банкира. Из его заявлений не совсем ясно, насколько он готов держаться за целевые задания, и смог бы он пойти на резкое ослабление монетарной политики в случае форс-мажора (об этом ниже). Финансовые рынки Америки уже неоднозначно оценили информацию о выборе Президента США - акции выросли в цене, а облигации упали. В-третьих, ошибка в задаваемом целевом уровне среднесрочной инфляции (весьма вероятная в современной ситуации) будет ему дорого стоить. В персональной ответственности руководителей центральных банков за неудачу, собственно говоря, и заключается "изюминка" данной системы.
Целевое задание действительно сужает свободу действий монетарной власти. При этом инфляционное давление в экономике США монотонно нарастает, а предпосылки дальнейшего роста ослабляются. График дальнейшего повышения учетных ставок уже фактически задан до "прощального" заседания Федеральной Комиссии по Операциям на Открытом Рынке 31 января 2006 г. В таких условиях ФРС все-таки лучше сохранять возможность маневра, допуская некоторые превышения допустимых порогов инфляции. Не следует забывать, что законодательно сформулированной задачей ФРС, помимо ценовой стабильности, является обеспечение стабильной занятости. В случае увеличения безработицы из-за жесткого стремления ФРС реализовать цель по инфляции конгрессмены окажут жесткое давление на этот орган и возможно даже потребуют введения целевых заданий по занятости.
Вопрос об угрозе дефляции
Характерный эпизод, демонстрирующий достаточную гибкость позиций Б. Бернанке, связан с угрозой дефляции, возникшей в США три года тому назад. На нынешней фазе делового цикла (и в ближайшие годы) угроза дефляции пренебрежимо мала, хотя и сохраняется действие дефляционных факторов со стороны предложения (дешевый импорт из Китая и Индии). Однако дискуссия об угрозе дефляции в США двух-трех летней давности выявила неожиданные точки зрения на монетарную политику и в том числе - у будущего руководителя ФРС.
При дефляции номинальная учетная ставка может стать равной нулю, как это случилось в конце 90-х в Японии. В условиях рецессии и при низком агрегированном спросе это означает потерю ключевого рычага стимулирования деловой активности, так как номинальный процент не может быть отрицательным. Процесс может принять кумулятивный характер, так как при фиксированном (нулевом) номинальном проценте снижение цен означает увеличение реального процента, что еще больше усугубляет рецессию.
Подобная угроза, хотя и не была актуальной для экономики США в предыдущие десятилетия, но всегда рассматривалась в качестве дополнительного (второстепенного) аргумента в пользу целевых заданий инфляции. По мнению Бернанке, пороговый уровень годовой инфляции 2% является вполне достаточным для обеспечения анти-дефляционной "подушки". При этом он также принимает во внимание систематический инфляционный сдвиг, даваемый стандартными ценовыми индексами с фиксированными весами (речь идет о долях процента, но они в данном случае имеют значение).
Когда дефляционная угроза в конце 2002 г. все-таки возникла, Бернанке высказал неортодоксальную (для консервативного центрального банкира) позицию, что монетарная власть должна агрессивно действовать на опережение. В условиях предельно низкой учетной ставки это означает лишь одно - включение на полную мощность печатного станка. Он вполне серьезно допускал возможность накачивания экономики деньгами в духе ортодоксальных Кейнсианских рецептов (для борьбы с дефляцией Кейнс полусерьезно предлагал закапывать бутылки с наличностью в шахты, позволяя населению их выкапывать). С тех пор за Бернанке закрепилась прозвище "Вертолетный Бен", в связи с еще одной классической метафорой денежного предложения (сбрасыванием наличности с вертолета).
Справедливости ради стоит отметить что, во-первых, Бернанке считал возможность дефляции в американской экономике в 2002-2003 г. маловероятной. Во-вторых, он делал оговорку, что прибегать к подобным экстраординарным действиям следует осмотрительно хотя бы по той причине, что у ФРС отсутствует опыт их проведения. В-третьих, Бернанке считал вполне допустимым и такую антидефляционную меру как искусственное поддержание учетной ставки на достаточно высоком уровне для сохранения "буфера" и возможности маневра. Все это свидетельствует о его потенциальной гибкости в ситуации антикризисного управления (а именно с подобной ситуации и подобных действий в 1987 г. началась деятельность Алана Гринспена на посту руководителя ФРС).
Пузыри активов
Еще один дискуссионный вопрос последних лет касался так называемых пузырей активов и возможной реакции ФРС на их возникновение. Имеются в виду ситуации, когда цены основных активов домохозяйств - акций и недвижимости - растут длительное время без фундаментальных причин. Рост цен на эти активы в США происходит (с некоторыми перерывами) много лет, что вызывает обоснованную тревогу. Аргумент в пользу вмешательства монетарной власти кажется вполне резонным: резкое обрушение рынков активов может повлечь катастрофические последствия для всей финансовой системы (не только американской, но и мировой).
Как и Гринспен, Бернанке настроен весьма скептически в отношении использования учетной ставки для борьбы с пузырями активов. Во-первых, сложно отличить пузырь актива от фундаментального роста цены. Во-вторых, в основе бумов на рынке акций или недвижимости лежит не низкий уровень процентных ставок, якобы приводящий к избытку ликвидности. Основной причиной является искажение стимулов участников, вытекающее, по мнению Бернанке, из микроэкономических несовершенств финансовой системы. Поэтому для предотвращения возникновения пузырей следует больше внимания уделять микроструктурному регулированию (пруденциальный банковский надзор, улучшение стандартов управления и отчетности, оптимальное распределение риска между участниками рынка и государством и т. д.) В-третьих, исторические примеры показывают, что прямые меры центральных банков против пузырей активов могут вызвать непредсказуемую и неадекватную реакцию финансовых рынков.
При всех этих соображениях Бернанке не отвергает принципиальную возможность реагирования ФРС на пузыри активов с помощью учетной ставки. Интервенцию стоит проводить, но лишь в том случае, если пузыри имеют инфляционные последствия. Это подтверждает численный анализ одной из его собственных моделей. Расчеты показывают, что жесткая привязка учетной ставки к целевому значению инфляции обеспечивает краткосрочную стабилизацию уровня цен и занятости даже в условиях шокового воздействия раздувающихся и лопающихся цен активов. Однако если эти пузыри влияют на инфляционный прогноз самой ФРС, то процентная политика должна адаптироваться для устранения такого влияния.
Финансовая стабильность
Выше говорилось, что в научных работах Бернанке акцентировал внимание на несовершенствах финансовых институтов (неполноты информации, проблемы стимулов и др.) и их влиянии на реальные изменения в экономике. Исследуя причины Великой депрессии, он выделял два фактора - ошибки денежно-кредитной политики и несовершенства банковской системы. Самая серьезная ошибка ФРС состояла в неправильной интерпретации очень низкой номинальной ставки как сигнала легких денег и в последующем ужесточении денежного предложения. Это послужило началом финансовой катастрофы. Процесс денежного сжатия был усилен из-за краха крупных банков, давшего толчок всеобъемлющему банковскому кризису и коллапсу денежного предложения. Следствием такого передаточного механизма стала небывалая по масштабам и продолжительности рецессия.
Учитывая данную цепочку событий, Бернанке неоднозначно относится к вопросу о спасении крупных участников. Он не склонен давать обещаний и гарантий, справедливо опасаясь усугубления проблемы морального риска (moral hazard). Однако для развития системы регулирования микроуровня, смягчающего эти проблемы, требуется продолжительное время. В ситуации форс-мажора у Бернанке, скорее всего, не будет выбора кроме накачивания ликвидности в финансовую систему для предотвращения крупномасштабного кризиса. Антиинфляционная репутация, которая пока еще для него актуальна, отойдет на второй план (и ее заменит образ "вертолетного Бена"). Алан Гринспен неоднократно предотвращал финансовые кризисы (крах 1987 г., две предкризисные ситуации в 1998 г., угроза из-за падения рынка в 2000 г.), быстро и неожиданным образом реагируя на ситуации в кратчайшие сроки, и не особо заботясь о репутации. Бернанке предстоит столкнуться с такой же дилеммой, причем не в столь отдаленном будущем.
Проблема международной координации
Слабым местом Бернанке в свете сложившейся глобальной ситуации является отсутствие у него практического опыта в международных переговорных процессах. А они будут неизбежны в условиях финансовой интеграции и накопившихся дисбалансов. Американская экономика оказалась очень зависимой от притока иностранного капитала. При этом главным источником финансирования дефицита текущего счета и государственного бюджета США стали ресурсы центральных банков Азиатских и нефтедобывающих стран. Поэтому рыночную коррекцию дисбалансов на основе обменного курса доллара, скорее всего, придется дополнить переговорным процессом с участием руководства этих центральных банков.
А. Гринспен в свое время отстранился от координации действий с другими монетарными властями. Впрочем, экономика США получила огромный выигрыш от плавной девальвации доллара в конце 80-х, а с начала 90-х, в связи с глобализацией, особой нужды в координации монетарной политики уже не было. Масштабы и долговременный характер нынешних дисбалансов означают радикально иную ситуацию.
Однако позиция Бернанке по данной проблеме выглядит несколько политизированной и не способствующей координации монетарной политики. Фактически он возлагает вину за глобальные дисбалансы на другие экономики. В марте текущего года он ввел в оборот термин "глобальный излишек сбережений" (global saving glut). Само это понятие стало предметом оживленных дискуссий (подобно тому, как введенное Гринспеном выражение "иррациональное изобилие" стало культовым в среде финансовых аналитиков в конце 90-х годов). По Бернанке, корень проблемы дисбалансов не в экономической политике США (небывалый фискальный и монетарный экспансионизм), а в избыточной склонности к сбережениям в европейских, азиатских и нефтедобывающих странах и в недостатке производственных инвестиций в этих же странах (в Китае уровень инвестиций огромен, однако доля сбережений еще выше). Американская экономика была и остается тихой гаванью для мирового капитала, поэтому все идет естественным образом. Отсюда логично сделать вывод, что не надо предпринимать скоординированных усилий для "мягкого приземления" и потому нет особой нужды в переговорных процессах.
По-видимому, сам Бернанке все-таки серьезно оценивает степень глобальных рисков. Анализируя причины Великой депрессии, он соглашается с тем, что изначальной причиной ее глобального характера была первая мировая война и Версальский мирный договор. Именно эти события привели к глубочайшей дезинтеграции мировой экономики. О переговорном процессе в случае финансового кризиса тогда вообще не шло речи. Но действовавший в то время золотой стандарт оказался эффективным механизмом передачи негативных импульсов от страны к стране. В наше время экономики интегрированы, но печальную роль передаточного кризисного механизма может сыграть система привязки валют к доллару, известная как "Бреттон-Вудс2". Чтобы избежать такого сценария, Бернанке предстоит стать эффективным координатором решений, принимаемых совместно с крупнейшими официальными держателями американских государственных бумаг.
Новости
-
“Natural Resource Pricing and Rents. An Economic Analysis”
В издательстве Springer (Швейцария) вышла книга Вавилова А.П. в соавторстве с Трофимовым Г.Ю.“Natural Reso...
-
Мираж величия
Статья Трофимова Г. Ю. "Мираж величия" опубликована в журнале "Эксперт" №9 (1196)...
-
Для радикального перехода к цифровому рублю все готово
Статья Вавилова А.П. в газете "Ведомости" от 9 января 2021 года
-
Бычьи повадки золотого тельца
В журнале "Эксперт" №35 (1173) от 24 августа 2020 года опубликована статья Георгия Трофимова, главного...
-
«Нефтяной картель делает рынок»
В журнале «Эксперт» №4 (1148) от 20 января 2020 года опубликована статья главного экономиста ИФИ Трофимова Г.Ю. ...
-
Статья Вавилова А.П. и Трофимова Г.Ю. "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ"
В академическом журнале «Экономика и Математические Методы» опубликована статья научного руководителя Института финансов...
Аналитика
-
Инфляция в США и политика ФРС
Специализированные обзоры \ pdf, 768.99 Кб
-
Климатические цели и экономические интересы
Специализированные обзоры \ pdf, 627.5 Кб
-
Обеспечение экономической эффективности и надежности энергосистем на основе сверхпроводящих технологий
Энергетическая безопасность \ pdf, 757.15 Кб